ActivEinfo. Российский сайт о снаряжении.
Снаряжение > Тест-драйвы > Возвращение к часам
ВелоПитер
Tourism.ru - Самая полная библиотека отчетов по туризму
Сайт о велопутешествиях и велотурах
ВелоПутеводитель
Возвращение к часам

<< все тест-драйвы


Тест драйв CASIO Protrek PRG-250-1D

 Текст И. Гуревич, фото К. Плаксин.

Casio Protech PRG 250-1DНекоторое время назад мы уже делали анонс теста часов, который опубликован вот тут: http://www.activeinfo.ru/testdrive/watch/index.php Там из множества моделей разных производителей мы выбрали одну, которую взяли на тест. Результаты этого теста приводятся на этой странице.
Итак, тест драйв CASIO Protrek PRG-250-1D.
Начну, как ни странно, с некоторых выводов. Самой полезной и самой часто используемой функцией для меня был барометр, который я использовал реально каждый день, проведенный в походе. А за время теста я провел в походе более 35 дней и побывал в 5 странах.
На втором месте, весьма неожиданно, оказалась автоматическая подсветка! Это я не ожидал, но для велосипедиста, который запаздывает припарковать свой велосипед до наступления ночи, оказалось очень удобной функцией. Поднес руку к лицу, и видишь сколько времени. Альтернатива — включать подсветку вручную, во время езды, да еще и в сумерки или уже в темноте? Это не вариант. Оговорюсь, что автоматическая подсветка не всегда срабатывает с первого раза. Тут есть еще конструкторам над чем поработать. Принцип работы - прост. Часы, располагающиеся на руке, реагируют на поворот руки! Обратите внимание: чтобы посмотреть на часы, вам приходится руку немного поворачивать, как бы вокруг оси руки. Часы это распознают, и включают подсветку. Очень удобно. Интересно, что эту полезную функцию в часах я открыл для себя в конце теста. До этого просто ночь наступала слишком поздно.
Третьей по востребованности функцией для меня была расписание приливов.
Четвертой — альтиметр.
Остальные функции часов, использовались мной заметно меньше.

Теперь перейдем к собственно тесту.

Не скрою, проводить тесты дело довольно интересное. Иногда сам узнаешь что-то интересное, причем из совсем иной области. Так произошло и в этот раз.
Отправляясь в очередное путешествие, я уже в салоне самолета решил посмотреть, как работает альтиметр. Задача интересная, самолет летит где-то на уровне 10 000 метров над уровнем моря. Почему нет?
Во время теста часов
Итак, занял место, включил альтиметр и получил высоту в 40 метров. Посадка пассажиров закончилась, и... и самолет стал «погружаться». Высота падала, и достигла уровня в минус 10 метров. Конечно, я мог бы и до начала теста догадаться, что кабину самолета «поддувают», перед тем, как подняться в небеса. И барометрический альтиметр это тут же зафиксировал. Далее было не менее интересно: взлетая на высоту 10 000 метров, что нам известно из сообщений пилотов, альтиметр набрал высоты... 2400 метров над уровнем моря. Вот такая интересная картина получается, если пытаться делать тест альтиметра в салоне самолета. Высоту измерить не удается, но время можно провести вполне интересно.
Casio Protech PRG 250-1DБарометр. Это существенная функция для прогноза погоды на ближайшие несколько часов. Основная проблема использования барометра в дневное время — это перемещение по нашей планете вверх-вниз. Барометр, как ни смешно, прибор барометрического принципа действия, и измерять давление атмосферы перемещаясь вверх-вниз бессмысленно. Однако не все так плохо! Ведь прогноз нам нужнее всего утром, или в то время, когда вы пережидаете непогоду. Итак, предположим, что в 18 часов вечера мы встали где-то лагерем. В этот момент мы получаем первую точку на графике. Барометр измеряет давление каждые два часа, и дает нам график  из 5 точек. То есть, за 10 часов. Получаем точки: 18 часов, 20, 22, полночь, 2,4,6 и даже 8. То есть, 14 часов мы стоим на месте, и барометр вполне выполняет свои функции. Утром мы видим динамику погоды. Отмечу, что по сравнению с моделью 1999 года, которая у меня была, барометр в текущей модели менее подвержен «шумам». Графики выдает более ровные. Небольшие флуктуации, вероятно, прибор научился отсекать.  А вот погоду под заказ делать пока не может. Отмечу, что полезно также знать не только динамику давления, но и абсолютные его значения. Бывает, что давление многообещающе ползет и ползет вверх, а прекращение дождя все не наступает и не наступает. Если подниматься из глубокой «ямы», то ничего удивительного в этом нет. Абсолютные значения давления часы тоже показывают. Правда есть нюанс: в часах есть два варианта вывода информации: в гПа и дюймах ртутного столба. В то время, как гидрометцентр сообщает нам красивым голосом: «атмосферное давление 764 миллиметра ртутного столба». Часы вместо 764, показывают 30,08. Это дюймы. Можно умножить на 25,4 и получить миллиметры. Или переключить режим в гПа, что тоже не слишком привычно.
На фото справа часы на моей руке во время теста. Обратите внимание на график. Он предсказывает хорошую погоду.  

Раз заговорили о барометрических приборах, то отметим сразу и альтиметр. С его помощью, как не неожиданно, можно измерить высоту, куда вы забрались. В частности, на велосипеде. Если вас интересует только этот параметр, высота покоренного перевала, то все получается хорошо. Самое лучшее использование альтиметра, это для понимания сколько еще лезть вверх осталось.  Разумеется, абсолютные величины зависят от хода изменения давления. Но можно оперировать относительными величинами. Например, в Швейцарии подъем от Женевского озера в город Фрибург — один из этапов моей поездки. Выставляем ноль (или просто высоту) на уровне уреза воды озера, которое мы знаем (374 метра), и едем в перевал. Мы знаем высоту перевала, и глядя на часы видим: прошли половину. Прошли три четверти. Осталось 50 метров... Вот это удобно.
 В отличие от коллег альпинистов, у нас дороги редко идут постоянно набирая высоту. Часто бывает, наберешь метров 500, потом попадешь на спуск, и заметное количество набранных метров спустишь. Их приходится набирать по новой. В принципе и эта задача решаема, так как в альтиметре есть возможность записывать данные промежуточных измерений, или поставить автозапись. Но все таки, следует признать, что для понимания того, сколько же ты набрал высоты суммарно, лучше использовать GPS приемник. На часах (с точки зрения велосипедиста) можно посмотреть просто размер твоего подвига. Обратим внимание: если на покоренном перевале хорошо постоять отерев пот со лба, то засечь точку при прохождении локального минимума, когда велосипед разогнан до высокой скорости, намного сложнее.  Словом, век альтиметров, видимо прошел. Исключение наверняка составляют прыжки с парашютом, где барометрические приборы работают лучше GPS.

При этом я совсем не использовал память в часах, для запоминания значений, скажем, альтиметра и компаса. Хотя, запись показаний альтиметра можно использовать «на добрую память». Например, запомнив самый высокий перевал, который вами преодолен. Просто чтобы было приятно вспомнить. Иначе запись в память часов — это уже не современный вариант. Если уж писать, так графики,  и, конечно, с возможностью выгрузки в компьютер. Но этого в часах мне кажется не требуется. Важно понимать: это взгляд велосипедиста. Для альпинистов вполне могут быть пригодны такие функции, как, например, автоматическая запись данных в часах. Они записывают (автоматически) максимальное значение высоты, минимальное, общую величину подъема и общую величину спуска. А почему это не годится для велосипедиста? Часы проводят измерения при переключении в режим «альтиметр» так: первые три минуты измерения проводятся каждые 5 секунд, а далее — каждые две минуты. А что такое две минуты для велосипедиста на спуске? Я не гонщик, но мой рекорд скорости на велосипеде на спуске по шоссе составляет 86.4 км в час. А уж по 60 км в час с хорошей горы  можно летать много где. 60 км в час, это 1 км в минуту, Или два километра за две минуты. За первый километр пути вы можете «сбросить», скажем, 100 метров по вертикали, а за последующую минуту 40-50 метров отыграть обратно. Вы можете переключить часы в режим записи значений с интервалом в 5 секунд, но тогда часы запишут информацию получаемую в течении часа. Словом, есть GPS, и то что он делает на часы перекладывать не надо.

Функция «приливы» оказалась интереснее, чем казалось. То есть, работает просто и понятно: в часы заложен график движения Луны, соответственно, приливов. Часы определяют приливы по тому городу, который вы вводите. Конечно, некоторое допущение в этом есть. Некоторая погрешность тоже.  Мы вводим Москву, город по времени которого мы живем, но сами мы заметно западнее. В часах есть возможность ввести корректировку данных по приливам. Однако, для нужд туризма 15-30 минут не играют существенного значения. Более интересно, что вы можете посмотреть при помощи часов расписание приливов и отливов в интересующей вас точке, куда вы еще не прилетели. И кроме того, по графику можно посмотреть, какой силы будут приливы. Есть три варианта: сильный, средний и низкий. Тоже полезно. Хотя нас, как существ земных, больше интересовала не сила прилива, а как раз отлив, когда земля освобождается от воды и годна для проезда.
Casio Protech PRG 250-1DПо приливной полосе пришлось ехать в Испании (а не на Сахалине, как планировалось), к западу от Пуэрто де Санта Мария. Это недалеко от Кадиса. Как посмотреть, а когда собственно надо выезжать из Маталасканьяса 7 августа 2013 года? Можно посмотреть, даже находясь пока в Санкт-Петербурге. Переставляете часы в часовой пояс «Мадрид», переходите в режим TIDE меняете дату, и получаете на графике информацию, что происходит с приливом. Это ведь имеет значение, выход на приливную полосу надо планировать заранее. Ну и погрешностью можно пренебречь (для более точных данных можно провести корректировку данных о приливах). До получаса ошибка не играет большой роли для наших целей. Важнее знать, на какой стадии отлива полоса уже свободна от воды, и с какой стадии уже погружается под воду. Это, конечно, часы не знают. Но эту информацию можно поискать в интернете на сайтах.
Также есть в этом же режиме информация о фазах луны. Это не то, чтобы очень важная функция, но у нее есть очень милая настройка. Вы можете настроить... ваше полушарие. При этом фаза луны, понятно, не меняется. Но меняется ее изображение! Лунный серп может быть как с одной стороны, так и с другой. Замечательно. Жалко что в южном полушарии доводится бывать редко.

Что еще можно отметить по итогам теста? Конечно, такие параметры как точность хода, или водонепроницаемость, в 21 веке уже не вызывают никакого интереса. Тем не менее, я в часах плавал в морской и пресной воде, неожиданностей не произошло. Что не понравилось: на ремешке за два месяца теста возникла заметная потертость. Немного жалко ремешка более ранней версии, который был сделан из брутальной стропы. Хороший был ремешок. Прослужил долго. Испытал на себе зубы моего добермана, и все равно продолжал служить верой и правдой. Кстати и часы образца 1999 года, тоже испытали на себе стальную мощь зубов моего четвероногого друга. После этого дизайн часов обогатился двумя маленькими коническими вмятинами, что не отразилось ни на работе часов, ни на их водонепроницаемости.

Также в процессе теста я пришел к выводу, что вполне полезная вещь — компас в часах. Изначально я так, кстати, не полагал. Конечно, век компасов давным-давно прошел. Однако иногда бывает полезно его иметь. Или хотя бы глянуть одним глазком. И тут вполне полезная функция компас в часах. Специально покупать прибор не надо, но если вдруг когда-нибудь, так вот он тут, есть в наличии. Это правильный выбор для людей путешествующих, чтобы компас все-таки был, и пусть будет в часах. Как дополнительная функция.

Завершая обзор, отмечу, что кажется весьма полезным наличие в часах солнечной батареи, которая заряжает элемент питания в часах, а также индикатора состояния батарейки. Это удобно. При постоянном контакте с солнцем (хотя часы заряжаются от света, который может быть и от лампочки), а наш тест проходил летом, и при новой батарейке, индикатор заряда показывал всегда полный заряд. Посему скажем теоретически: отправляясь в длительный поход, вы всегда будете знать, не пришло ли время поменять батарейку в часах. Это может произойти через годы эксплуатации. Ведь часы покупаются не на один день. Прошлая версия часов без подзарядки от солнца работала на батарейках 2-4 года до смены элемента питания. В этих часах даже трудно предположить, когда придется заняться сменой батареи. В часах даже есть функция энергосбережения. Вероятно, для спелеологов, которые погружаются в свои пещеры на длительный срок. Хотя, мне кажется, что это дань современному тренду, не более. Вероятно, часы и без контакта с   солнцем будут работать не днями, а месяцами-годами. Этот тезис, однако, мной проверен не был.

В целом же впечатление от часов более чем позитивные. О выборе своем не жалею. Хотя, повторю, что моделей часов, которые найдут свое место на руке человека путешествующего много. 


Приведу несколько ссылок: CASIO, SUUNTO, TIMEX и Garmin Также вы можете почитать и обзор часов

<< все тест-драйвы

Магазин Pitermag velo Велотуры и велопоходы
02.09.14
Первый раз в велопоход. Статья о снаряжении для первого похода.
22.06.14
Татонка 10 лет спустя. Тест термоса
22.06.14
Анорак Хибины от "Снаряжения". Обзор
19.05.14
Тест драйв перчаток SealSkinz
16.03.14
Тест драйв водонепроницаемых носков
02.03.14
История бренда Miendel
архив новостей >>
Экстремальный портал VVV.RU
© ФЕДЕРАЦИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
E-mail: ilia.velotur@gmail.com
Создание и поддержка сайта: www.phpbee.org