ActivEinfo. Российский сайт о снаряжении.
Снаряжение > Тест-драйвы > Тест-драйв Солнечной батареи Silva Solar II
ВелоПитер
Tourism.ru - Самая полная библиотека отчетов по туризму
Сайт о велопутешествиях и велотурах
ВелоПутеводитель
тест драйв Солнечной батареи

<< все тест-драйвы

Альпиндустрия

Наш сайт, "Активинфо", совместно с Петербургской «Альпиндустрией» проводит исследование возможностей солнечных батарей в походе. Для проведения опытов мы обратились к известному в мире туризма человеку, Владимиру Пашкову, который проживает в Петрозаводске. Опыты проходили в апреле 2009 года в Беларуси. Применялась батарея, выпущенная в 2008 году.

Введение

Альпиндустрия - крупный магазин, в котором продается широкий ассортимент туристского снаряжения, представлены самые разные мировые бренды. Мы начинаем, совместно с сайтом о снаряжении для туризма "Активинфо" серию тестов различного снаряжения. Наша цель - хорошо понимать свойства того, чем мы торгуем. Соответственно и продавать людям именно то, что им требуется.

Начнём с потребностей туриста в походе
Собираясь в поход предполагаешь наличие некоторых сложностей и лишений  на маршруте, таких как отсутствие привычной сети переменного тока. Современный человек стал энергозависимым. Итак хочется:
- чтоб в приёмнике GPS всегда были заряженные аккумуляторы,
- чтоб цифровой фотоаппарат был в "боевой готовности" в любое время,
- чтоб свет на велосипеде мог работать вечерами хотя бы час,
- чтоб вечером/ночью мог отойти от костра/из палатки со "своим светом"
- чтоб сотовый телефон хоть иногда, но бывал готов к работе.

Теперь о возможностях.
Из доступных источников электроэнергии в походе можно назвать несколько:
- велогенератор на колесе (в том числе динамо-втулка)
- солнечная батарея (СБ)
- электросеть в стационарных жилищах человека 
- магазин с батарейками.

Каждый из источников имеет свои достоинства и недостатки. В данной статье рассмотрим вопросы использования 12-ти вольтовой солнечной батареи  SILVA SOLAR II.

Silva Solar IIБатарея состоит из 28-ми кремниевых элементов размещённых на двух шарнирно соединённых панелях.  Размер в открытом состоянии 810х270х15мм. Максимальная паспортная мощность батареи 4.75Вт (13.6В х 350мА). На 62-й широте (Петрозаводск) только 4 Вт. Солнечным днём батарея выступает как 12-ти вольтовая бортовая сеть авто. Разъём для подключения потребителей сделан в виде гнезда автомобильного прикуривателя.12-вольтовый стандарт позволяет использовать стандартные же зарядные устройства для зарядки с/т, аккумуляторов для GPS, фотоаппарата... Вес батареи 400 г.

Немного цифр.
За день жизни в походе:
- приемник GPS может "съесть" пару аккумуляторов  АА 1700мАч (2*1.2*1.7=4.08Втч),
- фотоаппарат тоже готов посадить пару АА 2000мАч (4.8Втч),
- час работы велофары (у всех по-разному, мой случай: ~3 Втч),
- налобный фонарь питаю от ААА гальванических элементов, заряжать не буду.
- сотовый телефон сядет за 4..5 суток (3.6*0.9/4=0,72 Втч)
Итого потребление в день: ~12 Втч (9 Втч без фары).

Теперь учтём, что при зарядке аккумулятору нужно "передать" энергии в 1.6 раза больше, чем позже сможешь взять из него, а также КПД стабилизаторов тока (у импульсных 60..80%), то от СБ потребуется энергии 12*1.6/0,6=32 Втч (24 Втч без фары). Это около 7-ми часов работы батареи. Вроде всё отлично.

Проблема лишь в том, что для обеспечения "стандартного" режима зарядки разряженного аккумулятора требуется целых 16 часов (!) Столько солнца не бывает. Остаётся использовать "ускоренный" способ зарядки.

Пример практического применения.
Следить за положением батареи в велопоходе "на ходу" не удобно. Именно поэтому батарея не всегда выдавала "всё положенное". В майском велопоходе по солнечной Беларуссии батарея располагалась на клапане "штанов" в положении "лицом вверх" и практически всегда освещалась боковым солнцем. К счастью, лесных дорог в Беларуссии совсем мало и погода стояла солнечная. Пальчиковые аккумуляторы АА емкостью от 1700до 2300 мАч заряжались через импульсный стабилизатор тока  на 240 мА (кстати, вполне подойдёт регулируемый драйвер питания светодиодов, например LuxDrive 03021-D-E).

За время 10-ти дневного путешествия полную зарядку, похоже, иногда получали только малоёмкие аккумуляторы. Не смотря на это, запасаемой "солнечной" энергии хватало для обеспечения работы GPS-приёмника и двух фотоаппаратов (по 60..70 снимков в день с каждого). Т.е. солнечная батарея SILVA SOLAR II на апрельском солнце Беларуссии вырабатывала примерно до 20 Втч в день.

Попытки заряжать ещё чего-либо не допускались из-за банального дефицита энергии.
На днёвке, разумеется, есть возможность более эффективно использовать солнце. Только надо будет каждые час-полтора подходить, поворачивать/переставлять батарею.

Некоторые выводы
"Дармовая" солнечная энергия соблазнительна. Однако, получение её сопряжено с некоторыми неудобствами.
1. Кремниевая батарея это всё же хрупкое изделие, требующее бережного обращения.
2. Требуется постоянная ориентация батареи "на солнце" или бОльшая площадь поверхности.
3. Нужна солнечная погода.
4. Значительно удобнее использовать аккумуляторы допускающие ускоренный заряд (Li-Ion например)

Стояла плохая погода, на небе луна погасла.. или как ведет себя батарея в не очень солнечный день.

Плохи у батареи дела, когда нет прямого солнца. В солнечный день она может дать до 4 Вт (у нас) А если солнце в дымке, то остаётся один/полтора... Вот, например, для мобилки: 5в*300мА=1.5Вт надо. Это только-только! Т.е. надо стоять и следить за солнцем. Это очень неудобно. В "малосолнечную" погоду батарею лучше из рюкзака вообще не доставать - одна суета.

Солнечная батарея конечно же не может всегда быть основным источником электроэнергии в велопоходе. Но при уверенности в хорошей погоде, открытой дороге и запланированных днёвках она в состоянии справиться с этой задачей!

История вопроса

В своей жизни я использовал еше пару батарей тоже кремниевых. Одна была совсем маленькая (по площади), а вторая БСК-1 была выпущена ещё в 80-е годы, и очень слабенькая. Прогресс налицо! Эфективность солнечных элементов заметно возросла. Площадь БСК-1 примерно в 1.5 раза больше чем у SILVA SOLAR II. И при этом мощность БСК-1 всего 1 Ватт(!). Так что у солнечных батарей есть будущее. Или, по крайней мере, может быть.

Активинфо благодарит Петербургскую Альпиндустрию за помощь в проведении исследования батареи.

Альпиндустрия

<< все тест-драйвы

Магазин Pitermag velo Велотуры и велопоходы
02.09.14
Первый раз в велопоход. Статья о снаряжении для первого похода.
22.06.14
Татонка 10 лет спустя. Тест термоса
22.06.14
Анорак Хибины от "Снаряжения". Обзор
19.05.14
Тест драйв перчаток SealSkinz
16.03.14
Тест драйв водонепроницаемых носков
02.03.14
История бренда Miendel
архив новостей >>
Экстремальный портал VVV.RU
© ФЕДЕРАЦИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
E-mail: ilia.velotur@gmail.com
Создание и поддержка сайта: www.phpbee.org