ActivEinfo. Российский сайт о снаряжении.
Снаряжение > Тест-драйвы > Портативные рации. Тест-драйв
ВелоПитер
Tourism.ru - Самая полная библиотека отчетов по туризму
Сайт о велопутешествиях и велотурах
ВелоПутеводитель

<< все тест-драйвы

Введение
Рации, их возможности и свойства.
Наш тест Драйв
Результаты теста
Какую рацию выбрать? Итоговые рекомендации.

Введение

Для чего нужны рации? В наш век всеобщей "мобилизации" и наличия практически у каждого мобильного телефона, этот вопрос задается часто. Тем не менее, в среде туристов, особенно в последнее время, когда появились бюджетные и не нуждающиеся в сложном лицензировании рации, наблюдается рост числа их пользователей. В чем причина? Ответ один: рация дает заметно большее удобство пользования по сравнению с мобильным телефоном в целом ряде случаев, а также заменяет телефон в тех местах, где нет сети. По заказу магазина Терра на Парголовской специалисты нашего сайта провели тест драйв, который позволил более точно оценить возможности и достоинства наиболее распространенных в продаже станций. Об этом -позже, а пока рассмотрим преимущества раций подробнее:

1. Описывать преимущества связи там, где рация единственный выход - смысла нет. И в горах, и на реках вы будете знать: что происходит у восходителей, не случилось ли что с пропавшей из вида лодкой. Весьма удобны рации для решения "бытовых" проблем в походах - скажем, поиск места для стоянки, брода через реку, и в других случаях, когда группа разделяется и каждый выполняет свою миссию.

2. Тем не менее, даже там где есть мобильная связь, рации в ряде случаев удобнее, чем мобильный телефон. Один уважаемый человек привел хорошее сравнение: есть трактора и машины. И на том и другом можно ездить: но на машине удобно в одних местах, а на тракторе - в других. В соответствии с этой мыслью опишем, где рации удобны:

a. При проведении соревнований и тренировок, где участникам и судьям (тренерам) необходимо постоянно переговариваться. Все просто: чтобы запустить еще одного участника на трассу, надо убедиться, что она свободна, т.е. предыдущий спортсмен прибыл на финиш. Либо отслеживать, как спортсмен проходит контрольные точки дистанции. Так же часто возникает необходимость быстрой связи нескольких организаторов одного мероприятия, которое проходит на большой площади. Рации настраиваются на "сквозной" канал и все организаторы могут связаться друг с другом и помочь друг другу.

b. На соревнованиях, при форс мажорных обстоятельствах. Недавно у нас был случай, когда на трассу случайно выскочил участник не дождавшись сигнала. Все что мы успели сделать - предупредить тех, кто на страховке, чтобы они готовились к появлению двух людей сразу. Это хороший пример по сравнению с телефоном: нажав кнопку на рации, я сразу стал объяснять страхующим (волонтёрам) что их ждет, и выяснять, какие есть варианты действий, если понадобиться "спасать" двоих. Времени на набор номера и соединение по телефону не было. А вот когда один из участников сломал ногу - торопиться было уже не надо, и мы спокойно по мобильному вызвали "скорую". Весьма удобно.

c. На соревнованиях для организаторов. Простой пример: трассу туристского кросс - кантри (на байках) обслуживают несколько добровольцев, которые стоят в наиболее опасных местах. Будучи настроенными на один канал связи, они одновременно получают команду: "участник на трассе", и, соответственно, готовятся. В случае необходимости любой из волонтёров может связаться с базовым лагерем и передать туда необходимую информацию.

d. В туристских походах, в зоне действия мобильной сети, удобство раций также подтверждается в тех же случаях, и в частности в разведках. Вы движетесь по берегу реки - один вниз, другой - вверх. Цель - поиск площадки под лагерь. То один то другой видит, нечто подходящее - вызывает напарника и уточняет, хорошо ли выбранное место или у него еще лучше? Рации здесь дают большое удобство. Кстати, есть особенность распространения мобильной сети: она "идет" по городам - дорогам, по цивилизации. Турист по своей сути, старается наоборот, забраться на реку, или уйти в лес. Часто в этих местах которые формально входят в зону покрытия, связь не устойчива.

e. Есть некоторые "видовые" (по видам туризма) особенности применения раций. Например, в велотуризме рации применяются при движении группой (это удобно - поговорил с замыкающим и знаешь, на сколько оторвался хвост), а также в целях … экономии средств! В самом деле, даже при совершенно простых (в туристском плане) походах по Европе, рации дают существенную экономию. Все-таки один звонок внутри группы обходится зачастую в 4 доллара и больше (на двоих - исходящий и входящий), а без связи зачастую не обойтись.

f. Наконец, рации удобны в туристском быту. Сколько раз бывало - ты готовишь ужин, а кто-то отправляется по грибы. Ужин уже готов, и начинаются крики на весь лес: "Ваааасссяяяяяуууужжжжииинннннаааатттть!".

Итак, рации дают дополнительные удобства в походах, соревнованиях и других мероприятиях не только там где нет мобильной связи, но и где она есть.

Тест рацийРации, их возможности и свойства.

Не вдаваясь в подробности, скажем: портативная радиостанция, позволяет вести разговоры на определенном расстоянии. Собственно говоря, корень проблемы и заключается в понятии "определенное расстояние". Расстояние зависит от мощности передатчика, а также от используемых частот. Скажем, чем выше мощность передатчика, тем дальше вас будет слышно. Это хорошо. Но чем больше мощность передатчика, тем больше он потребляет энергии, тем больше он будет по размерам. Это плохо. Кроме того, мощность радиостанций ограничивается и искусственно: так как рации широко применяются различными структурами (военными, милицией, скорой помощью, такси, МЧС и другими), их мощность и частотные диапазоны регулируются. Нам, туристам, отведен диапазон 433 МГц. Следует учесть, что все радиостанции подлежат обязательной регистрации. Регистрация радиостанций 433 МГц носит заявительный характер, т.е. регистрируется после приобретения без каких-либо проблем или препятствий (стоимость 260 руб). Более мощные радиостанции, согласно действующим законам доступны только юридическим лицам. Важное значение имеет длина антенны. Дело в том, что производители, стремясь уменьшить размеры станции, уменьшают и длину антенны. В целом, рации с более длинной антенной выдают большую дальность связи.

С мощностью понятно: больше мощность - дальше связь, выше цена и больше габариты. Теперь рассмотрим другие параметры для сравнения раций.

"Рабочие каналы". В простейших рациях есть лишь один канал связи. Интуитивно понятно, что это - плохо. Да, плохо: этим каналом могут пользоваться какие-то другие люди, и эфир будет засорен. Однако согласно решению ГКРЧ (Государственного комитета по Радио Частотам), который и разрешил относительно свободное использование радиостанций, всем жителям России разрешено использовать 69 каналов. Поэтому практически все рации, за редким исключением, имеют именно такое количество каналов. Кроме того, наличие многих каналов позволяет присвоить различным туристам различные каналы, и переговаривать именно с тем человеком, с которым надо так, чтобы другие не слушали. Но что делать, если станция многоканальная, но в месте, где вы находитесь такое скопление людей (туристский фестиваль), что эфир забит на многих каналах? Часть раций поддерживает такое понятие как "субтона". Если группа людей выставит на своих рациях свой "субтон", то можно говорить по тому же каналу, на котором уже находятся другие пользователи, не мешая им. Правда, это несколько снижает дальность связи.

Голосовая активация. Ряд станций поддерживает вызов не только кнопкой PTT но и голосом. Удобно это или нет? В принципе, если вы лезете по скале, едете на велосипеде, или идёте на байдарке, то при наличии гарнитуры (аналог "хандз фри" для мобильников), руки у вас будут "развязаны". Вы сможете переговариваться с людьми не выпуская из рук весла, руля, или веревки.

Поиск рабочего канала. Это, конечно, не самая важная функция, однако у нее есть разумное применение. В частности: приехав на место, где происходит ваш сбор, вы обнаруживаете, что не договорились заранее о рабочем канале. Другой вариант - вы попали в беду, скажем, сломали ногу, а какой-либо связи нет. У вас в руках только рация. Вы включаете режим поиска рабочего канала и находите каких-то людей, с которыми можно переговорить о помощи. Это не надуманная ситуация - именно такой случай произошел в Приэльбрусье и был описан в газете "Вольный Ветер" за номером 64 (2004 год).

Я был не мало потрясен, когда узнал, что рации можно ставить в режим "бэби-ситтер" (нянька). Суть в том, что рация переводится в режим голосовой активации и оставляется вместе с ребенком. Например, в палатке. То есть, вы выехали с ребенком на природу, он уснул, и вы хотите воспользоваться временем и побродить по лесу или посидеть у реки. Однако вопрос: мы тут сидим в 50 метрах от палатки, рыбу ловим, а проснувшийся отпрыск рыдает что есть мочи? "Поднявшаяся" от голоса ребенка рация сразу даст вам сигнал - надо возвращаться. Заодно она дает вам и свободу - не надо сидеть рядом с палаткой!

Мы перечислили основные параметры, по которым рекомендовано выбирать рацию. Итак: мощность, количество рабочих каналов, голосовая активация, массо-габаритные характеристики и все это в зависимости от цены.

Наш тест драйв.

Для проведения теста мы выбрали 4 рации от трех различных производителей: ALAN 607, ALAN 516, VECTOR VT-43, ICOM IC-4088E.

Конечно, перед тем, как повезти рации в лес, мы проанализировали их технические характеристики, дизайн, и удобство интерфейса. В отличие от полученных нами данных в лесу, оценка "дизайна и удобства интерфейса" носит субъективный характер.

607 ALANALAN-607

Большинством тестирующих (всего с рациями работало 6 человек) была признана самой стильной по дизайну. В самом деле - каплевидное тело станции приятно брать в руки. Хороших слов заслуживало и удобство интерфейса: включение радиостанции происходит не клавишей, а поворотом ручки, которая одновременно регулирует громкость связи. Удобное расположение клавиш вызова, переключения каналов.

Рация поддерживает 69 каналов, питается от 3 аккумуляторов (батареек) типа ААА, весит всего 78 грамм, имеет автоматический режим экономии питания, поддерживает режим VOX (голосовой активации), позволяет работать в режиме контроля сразу двух каналов. Эту рацию вы видите справа на фотографии.


ALAN 516

ALAN 516.

Вероятно, стильность дизайна присуща итальянцам от рождения. ALAN 516, существенно больше предыдущей модели, но не менее красив. Конечно, не красота главное в рации, но все-таки, приятно брать в руки красивую вещь, особенно если у нее столь же удобный интерфейс.

ALAN 516 использует также три аккумулятора (батареи) но уже типа АА. Также имеет 69 каналов (трудно представить зачем больше, особенно с учетом того, что рация поддерживает режим субтонов), VOX, прослушивание двух каналов. Кроме того, антенна станции 516 длиннее на 3 см, вес 100 грамм (без батарей).

 

VECTORРация VECTOR VT-43 рождена в Корее. В ее распоряжении также 69 каналов, VOX, субтона, сканирование. Однако следует отметить, что и дизайн и удобство интерфейса оставляют желать лучшего. Если у ALAN-ов интерфейс можно назвать "интуитивным" - то есть сразу понятно, как варьировать громкость, как переключать каналы и так далее, то у VECTOR VT-43 приходится подумать, и даже обратиться к инструкции. Кроме того, даже точно зная, как регулируется громкость, назвать этот процесс удобным нельзя. Если вы говорите по рации ALAN, то, держа ее в одной руке, вполне можете подстраивать громкость в зависимости от потребности. Для этого всего-то надо повернуть ручку громкости. В VECTOR VT-43 это не так. Не смотря на экран дисплея изменить громкость весьма проблематично.

Вес рации 140 грамм, питание 4 элемента ААА.

 

ICOMICOM IC-4088.

С точки зрения дизайна и функциональности данная рация находится посредине между ALAN и VECTOR. Число каналов 69, субтонов 38, сканирование. Нет "голосового подъема" связи, зато особо отмечена водонепроницаемость (класс 4 по JIS), вибро-ударо устойчивость.

Масса рации 180 грамм (с батареями). Пожалуй, данная рация имеет самый информативный дисплей, а по управлению есть лишь незначительные вопросы.

 

Результаты тестдрайва.

Наш тест проходил в несколько этапов - в лесах, на море и в городе.

Суть его сводилась к анализу дальности и удобства пользования связью в различных условиях, характерных для туристов. Заодно мы проверяли на сколько совпадают данные, которые заявляются производителями в описаниях к приборам и реальными их показателями.

Андрей перед тестомТест в лесу. Две независимые группы тестировали рации в лесу. Одна - под Зеленогорском (18 июня, облачно, ветер), другая в районе Больших скал (Кузнечное, 19 июня, облачно). Справа на фотографии вы как раз видите одного из тестировщиков (Андрея Матвеева) с рациями в руках. Тест проходил просто: один человек оставался в лагере, а двое других на велосипедах с GPS по которому определялось расстояние, колесили по лесу. В контрольных точках проводился сеанс связи, и сидящий в лагере записывал что получилось. Кстати, на самой верхней фотографии изображен как раз человек сидящий в лагере, и перед нм хорошо видны лежащие на стле 3 рации, а четвертая у него в руках.

Прежде чем я оглашу результаты, отмечу, что наш тест является лишь примером, а не точным научным исследованием. Если вы попробуете повторить наш тест и ваши результаты будут отличаться, то это может быть вызвано большим количеством разных причин, главная из которых - наличие препятствий, таких как лес, (еще хуже - влажный лес), холмы, здания. Погодные условия так же оказывают определённое влияние на качество и дальность связи.

ALAN 607 Показал устойчивую работу, практически без помех на точках до 700 метров, с помехами (в том числе сильными) можно было связываться до 1 000 м. Но 1 000 метров леса - это уже без гарантии. Были точки, с которых невозможно было говорить. Самая дальняя связь зафиксирована была Костей Бекетовым на расстоянии 1150 метров.

ALAN 516 Данная радиостанция работала существенно лучше, чем модель 607. Там где у 607-ого были помехи, 516-ый выдавал чистый звук. До 1 000 метров - хорошая связь, практически без помех. 1200-1400 метров с помехами, 1600 метров - последний удавшийся сеанс связи.

VECTOR показал результаты близкие к ALAN 516, единственное отличие - последняя связь состоялась на 1500 метров, а не на 1600, как у модели 516.

Вне всякой конкуренции оказалась рация ICOM. Когда у нас возникали проблемы - мы не понимали друг друга говоря по другим рациям, мы переходили на ICOM и говорили, кто что должен делать. ICOM показал устойчивую работу на 1400 метров, работал на 1600 но с помехами, а на 1800 метров нами был зафиксирован последний устойчивый контакт.

место морского тестаВслед за проверкой в лесах, пришло время проверки на море. Мы выбрали берег Финского залива в районе Сестрорецка. Вначале берег как бы шел "от нас", и между людьми связывающимися по рациям попадали отдельные небольшие мысы, потом берег поворачивал, и люди оказывались в зоне прямой видимости. Правда, только теоретически (фактически людей видно не было). Нельзя не отметить, что сила ветра была такой, что бумаги просто вырывало из рук. Карта событий приведена справа. "Берег кончился" в рафоне мыса в Сестрорецке.

Результаты, показанные рациями были таковы:

ALAN 607 - показал связь с помехами до 1400 метров. На точке 1600 - связи не было. Когда мы вышли на открытый участок (точка 3 000 метров, "прямая видимость") рация не передавала даже сигнал вызова.
ALAN 516 - показал сначала 1800 метров, а потом, когда тестирующая группа вышла в зону прямой видимости, вновь стал работать, и работал до 3 300 с приемлемым количеством помех, и до 5 000 метров со значительными помехами.
VECTOR, с помехами работал до точки 4500, но помехи были весьма сильны, но последние 1000 метров связь была неустойчивая.
ICOM дал последнюю устойчивую связь на расстоянии 6 000 метров, а потом кончился. Нет, кончилась не рация, а берег в зоне прямой видимости, и тест был нами прерван. По ощущениям, ICOM смог бы протянуть еще минимум 500 - 1000 метров, если не больше.

Нельзя не отметить честность производителей: в аннотации к рации ICOM указана дальность на открытой площадке "до 3,5 км". Мы получили минимум в два раза больше. Аналогичное можно сказать и о продукции других производителей: в паспортах раций не замечено желания приукрасить действительность.

Следующий тест был нами проведен в условиях города. Мы взяли стационарную точку у дома на Бестужевской улице 33), это район новостроек. И начали ездить по окрестностям. Тест показал, в первую очередь, именно то, что ожидалось: в городе качество связи сильно зависит от количества домов, которые попадаются между двумя говорящими. Второй качественный результат - подъем на высоту (мы поднимались на 12 этаж указанного дома), что увеличивает дальность связи.

ALAN 607 показал на горизонтали связь до 600 метров. При возникновении между радиостанциями препятствия в виде нескольких домов - связь терялась. Впрочем, производитель рации обещает в городе всего 500 метров. При подъеме на 12 этаж, вполне удалось связаться по этой рации на расстоянии 1400 метров.
На расстоянии 1400 метров работали три остальные радиостанции: ICOM с хорошим качеством, ALAN 516 и VECTOR с сильными помехами и в зависимости от плотности построек. Помехи практически исчезали при "восхождении" на 12 этаж.

Максимальное наземное расстояние для ICOM 2400 метров, однако, эта цифра уже "от лукавого". Ценность ее низка - так как в городе буквально все зависит от расположения домов.

Нужно добавить, что при замене штатных аккумуляторов в радиостанциях на батарейки из них можно "выжать" лишние 200 - 400 метров связи.

Наши рекомендации: какую рацию выбрать?

ALAN 607 - стильная и удобная в эксплуатации рация, имеющая весьма низкую цену в своем диапазоне возможностей. На первый взгляд кажется, что возможности ее не велики, с другой стороны, если проанализировать полученные цифры, то ее можно однозначно рекомендовать для связи в туристских походах невысокой сложности в качестве лагерного коммуникатора (это вместо криков "Вааааасссссяяяяяуууууужжжжиииинаааать!"). Эту рацию можно порекомендовать также рыболовам, грибникам.

ALAN 516. По нашему мнению 516 ALAN - наилучший выбор для большинства туристов. Исключение составляют люди отправляющиеся в походы высокой сложности, альпинисты, для которых наличие связи с базовыми лагерями жизненно важно. Они могут выбрать более мощную и дорогую станцию. С другой стороны, когда связь - есть жизнь, деньги - глубоко вторичны. Итак, модель 516 удобна для большинства походов, а также при проведении соревнований.


VECTOR VT-43. Знающие люди утверждают, что эти рации очень надежны. Возможно, это так, так как Корейские продукты в принципе известны качеством. С другой стороны, более тяжелый и менее удобный интерфейс чем у модели 516, при практически одинаковых показанных характеристиках и при разнице в цене в 100 рублей (меньше 3,5 долл.) приводят к мысли, что туристам удобнее было бы воспользоваться ALAN 516.

ICOM 4088. Нет сомнений, что эта рация заметно превосходит все предыдущие по дальности связи. Кроме того, эта рация имеет пыле-влагозащищенный ударопрочный корпус, а у туриста, как известно, всегда большой соблазн "замочить" нужный прибор, или стукнуть его о камни. Кроме того… более 7 км на открытой местности! Очевидно, из предложенного модельного ряда именно эта рация подойдет для сложных походов и восхождений (хотя для ряда восхождений можно рекомендовать пройти более сложную процедуру, но приобрести рацию большей мощности, под прикрытием юридического лица - скажем, альпклуба). С другой стороны, для "обычного туриста" есть резон воспользоваться "менее хорошей" рацией, имея ввиду разницу в цене более чем в 2 раза. Если вы турист, ходящий по лесу, то сравните: ALAN 516 иVECTOR в лесу показали связь 1200-1400 метров и максимум 1600, а ICOM - 1600 -1800. То есть, увеличивая дальность на 200-400 метров, или на 1/7, вы затрачиваете более чем в два раза больше денег. Если вы не ходите действительно в сложные походы, то можете сэкономить.

Комбинация.

Есть и еще один способ сэкономить: приобрести… разные рации. Возможно, для частного лица или туристской группы или семьи, этот способ не является удобным (разные рации - разные зарядные устройства, разные аккумуляторы), но для турклуба или большой команды это вполне оправданный способ. Дело в том, что все станции работают друг с другом и имеют одни и те же каналы. Скажем, во время теста, когда нам не удавалось понять друг друга по станциям ALAN 607, один из нас брал ICOM и другой отлично его слышал по ALAN 607. Более странный результат - ICOM тоже распознавал сигнал от ALAN 607, хотя в обратном направлении связь была заметно хуже. Впрочем, это к делу не относится. Итак, если вы ходите большой группой или у вас клуб, то можно посмотреть и сделать так: взять набор станций - один ICOMа, который будет выдаваться человеку, которому его туристский долг велит уходить из лагеря далеко. Или наоборот, в лагере будет сидеть человек с ICOMом, которого другие люди, скажем c ALANами будут слышать далеко. Если при этом у них не будет связи между собой - не так страшно - можно передавать для них информацию через "центр". То же самое для клубов, проводящих соревнования. В лагере сидит главный судья, дающий указания по ICOMу. А на трассе стоят судьи, переговаривающиеся между собой по более бюджетной станции - адекватно задаче.

Тестдрайв проводился сайтом Aсtiveinfo по заказу магазина Терра на Парголовской. В Терре всегда в наличии эти и другие радиостанции, а также продавцы-консультанты, которые не просто "стоят за стойкой", а знают о рациях то, что положено знать. И наш тест им в помощь. Оборудование для теста предоставила фирма Неоком, оптовый поставщик раций на Петербургский рынок.


<< все тест-драйвы

Магазин Pitermag velo Велотуры и велопоходы
02.09.14
Первый раз в велопоход. Статья о снаряжении для первого похода.
22.06.14
Татонка 10 лет спустя. Тест термоса
22.06.14
Анорак Хибины от "Снаряжения". Обзор
19.05.14
Тест драйв перчаток SealSkinz
16.03.14
Тест драйв водонепроницаемых носков
02.03.14
История бренда Miendel
архив новостей >>
Экстремальный портал VVV.RU
© ФЕДЕРАЦИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
E-mail: ilia.velotur@gmail.com
Создание и поддержка сайта: www.phpbee.org