ActivEinfo. Российский сайт о снаряжении.
Снаряжение > Тест-драйвы > Тест-драйв мультитопливной горелки Primus Himalaya MultiFuel Stove MFS 3288
ВелоПитер
Tourism.ru - Самая полная библиотека отчетов по туризму
Сайт о велопутешествиях и велотурах
ВелоПутеводитель

<< все тест-драйвы

Тестдрайв Мультитопливной горелки Primus Himalaya MultiFuel Stove MFS 3288

Введение. Мультитопливные горелки и сфера из применения.
Мультитопливные горелки. Какие они бывают?
Топливо для мультитопливной горелки. Логика выбора.
Наш тестдрайв
Выводы

1. Введение. Мультитопливные горелки и сфера из применения.

Сегодня мы ведем свою речь о таком классе горелок, которые работают как на жидком топливе, так и на газу. Для чего такие аппараты нужны? В чем их преимущества? Рассмотрим этот вопрос вкратце.

Проще и удобнее всего готовить на газовой горелке. Они надежны, просты в эксплуатации, имеют малые габариты. Но у них есть важные минусы:

· невозможность транспортировать газ на самолете,
· невозможность пополнить запасы газа на маршруте в каком-нибудь небольшом селе
· существенная стоимость самого газа
· плохая работа газовых горелок в холодную погоду

Возникает резонный вопрос - а почему бы не использовать тогда просто бензиновые горелки? Бензин дешев, легко доступен даже в глухих местах. У бензиновых горелок есть свои недостатки:

· бензиновые горелки, особенно дешевые, работают с проблемами: а периодически чистить необходимо и их дорогих собратьев
· бензиновые горелки нельзя использовать в закрытых помещениях, в том числе и в палатке. Работающая бензиновая горелка в палатке, особенно на стадии запуска, покрывает копотью все, что находится внутри
· работа с бензиновой горелкой заметно сложнее, чем с газовой. Она связана с неприятными процедурами: необходимо заливать в нее топливо (и как следствие где-то его хранить), необходимо горелку прогревать - "разводить" и чистить. Если газовую горелку "включил и забыл", то за бензиновой нужен уход.
· устаревшие и дешевые конструкции ряда производителей являются пожароопасными.

В результате, туристы, которые совершают относительно сложные походы вдали от дома, часто используют мультитопливные горелки. При этом сценарий их использования таков: турист прибывает на место старта похода, например в Северобайкальск или Кандалакшу, Каир или Бангкок, и если возможно, то на месте закупает газовые баллоны, или даже привозит их с собой (если приезжает поездом). При невозможности закупить баллоны (нет в продаже, или нет времени), покупает бензин (какой есть в наличии) и выходит на маршрут. Есть газ? Прекрасно, готовить будет легче и приятнее. Нет газа, или он кончился раньше времени? Тоже нет проблем - жидкое топливо есть всегда.

Есть ли недостатки у мультитопливных горелок? Принципиально у них есть один недостаток: они стоят дороже, чем горелки, которые не позволяют варьировать топливо, то есть дороже, чем просто газовые, или просто бензиновые.

2. Мультитопливные горелки. Какие они бывают?

 
горелка Primus MFS 3288

На туристском языке словосочетание "Мультитопливная горелка" относится к двум видам горелок: жидкотопливным, которые способны работать на различных видах жидкого топлива (бензин, керосин, дизель и другие), и горелкам, которые работают как на жидком топливе, так и на газу. Мы проводим тестдрайв горелки Primus MFS 3288 (Швеция), которая работает как на газу, так и на жидких видах топлива. Можно сказать, что результаты теста отчасти могут распространяться и на горелки, работающие на разных видах жидкого топлива, например на горелку 3278 VariFuel.

В чем разница в эксплуатации этих горелок, с нашей, туристской точки зрения? Вы можете купить горелку, работающую на различных видах жидкого топлива, когда отправляетесь в поход в такие дебри, когда не можете быть уверенными в качестве топлива, а на газ не расчитываете. Пример: если вы собираетесь совершить восхождение на Эльбрус, то можете быть уверенными - вы можете взять с собой хороший бензин. Другой пример: вы собрались проехать на велосипеде по Колымскому тракту из Якутска в Магадан. Какое топливо будет доступно на маршруте? 92-ой бензин? 76-ой? Или где-то кроме дизеля, или керосина, ничего не будет? Эту проблему решает жидкотопливная горелка типа 3278 VariFuel.

3. Топливо для мультитопливной горелки. Логика выбора.

В описании мультитопливной горелки Primus MFS 3288 сказано, следующее.

· Лучше всего для горелки подходит так называемый белый газ, или специализированное топливо, которое продается в туристских магазинах специально для горелок. Чем оно хорошо? Оно отлично горит, и не содержит вредных для организма примесей. Кроме того, это топливо "хорошо сгорает", почти не оставляя копоти на стенках горелки. Это - хорошо, так как чистить горелку надо будет редко. Какие недостатки? Недостаток один: вряд ли в фактории Лаборовая на Ямале, или в поселке Мургаб на Памире вы купите это топливо, известное также под официальным названием "галоша".
· Бензин автомобильный. Бензин - очень распространенное топливо. Он очень горюч, что хорошо и плохо одновременно, так как пары бензина взрывоопасны. Кроме того, так как речь идет о бензине, на котором ездят машины, то в него принято добавлять определенные добавки. Добавки эти с одной стороны вредны для вашего здоровья (свинец), с другой стороны дают копоть, от которой горелка может засоряться.
· Керосин. Это топливо обладает рядом достоинств: хорошо горит (почти также как и бензин), но при этом не склонно взрываться. Из его недостатков можно отметить то, что он дает много копоти (надо часто горелку чистить), а также то, что керосин тяжело перевозить. Свойства керосина проникать куда угодно, и вытекать из "самых закрытых" емкостей хорошо известны.
· Наконец, солярка. Солярка хуже горит, разжечь горелку на солярке труднее. Она дает много копоти. Для описываемой горелки солярка является топливом "последней стадии": если уж в горелку невозможно залить другое топливо, то приходится довольствоваться тем, что есть.

Возникает также вопрос, а может ли горелка работать на спирте? Ответ производителя таков: может, но это приведет к повреждению горелки. Причина в том, что ряд деталей горелки (уплотнители) не является одновременно устойчивыми к воздействию бензина и спирта. По понятным причинам уплотнители делаются бензостойкими. При использовании спирта, они через некоторое время выйдут из строя. Резюме такое: в безвыходной ситуации можно использовать спирт, так как испортить горелку может быть лучше, чем остаться голодным во время сложного похода. Но сколько раз горелка накормит вас до того, как выйдет из строя?

Для справки приведем таблицу энергоемкости топлива в килокалориях на килограмм веса:

тип топлива
калорийность
Газ Пропан
12 000
Жидкое топливо Primus
11 900
Газ Бутан
11 800
Бензин
10 200
Керосин
10 100
Дизельное топливо
9 800
Уголь
8 400
Метиловый спирт
6 300
Дрова (сухие)
4 000

На всякий случай отмечу: на угле, дровах и метиловом спирте горелка не работает.

4. Наш Тестдрайв.

Тест проходил в несколько этапов.

Первый - тест горелки с газовым баллоном. Цель - получить информацию о том, как горелка работает на газу: как быстро закипают котелки с водой, на сколько котелков хватает одного баллона.

Второй этап - тестдрайв бензина. Сначала мы заливаем в емкость для топлива бензин "галошу", и проводим полный тест, включая определение на сколько котелков хватает одной заправки. Эти данные вы сможете принять за ориентир при расчете потребного топлива на поход. Затем мы проводим тест с бензином, купленным на автозаправке. Здесь мы уже ограничимся кратким тестом, и особое внимание уделим чистоте работы горелки и образованию гари.

Третий этап - тест работы горелки на керосине, и четвертый - в ход пойдет дизельное топливо.

5. Результаты теста.

Что может быть проще работы горелки с газом? Подсоединяешь баллон, поворачиваешь ручку регулировки мощности и поджигаешь горелку. При проведении теста применялся баллон 2207 (225 грамм газа Primus), полутора литровый котелок с крышкой, куда заливался один литр воды комнатной температуры. После каждого закипяченного котелка баллону давали время отдохнуть и немного нагреться. Результаты теста оказались следующими:

На одном баллоне удалось вскипятить 12 (почти 13) котелков воды. Горелка потухла, когда 13 баллон стоял на огне 8 минут 15 секунд. То есть, до его закипания оставалось около минуты - полутора (если принимать во внимание время, за которое закипел котелок 12 - 9 мин 35 сек.). Общее время горения горелки на баллоне 2207 составило 92 минуты, что заметно больше, чем ожидалось. Первый котелок вскипел за 5 минут 50 секунд, что дольше, чем ожидалось. Вероятно причина в том, что наша "вода комнатной температуры" все же довольно холодная. С другой стороны, отметим, что в тесте баллонов на баллоне с массой газа 230 грамм производства Кореи, и на горелке MSR было закипячено 11 литровых котелков и один не полностью, а время горения горелки составило 63 минуты.
Пламя в течение всего теста было ровным, какой либо гари обнаружено не было, никаких сбоев и "чиханий" не наблюдалось. Из недостатков можно отметить довольно шумную работу горелки. Похоже, это связано непосредственно с универсальным ниппелем 0,35, который подходит и для газа и для бензина. Вероятно, для бензина (см. ниже) он подходит более точно. Вероятно, именно это стало причиной дальнейшего совершенствования конструкции горелок и поставки на них трех видов ниппелей. В новой горелке OmniFuel 3289 поставляется три вида ниппелей: 0.28 - для "грубого топлива", 0.37 - бензиновый и 0.45 - газовый.

Бензиновый тест. Бензин "Галоша" был куплен в одном из туристских магазинов города по цене 30 рублей за литр. В емкость для топлива (малая бутылка с маркировкой 530 мл) было залито соответствующее риске максимального уровня количество бензина. Нельзя не отметить, что "галоша" продается в удобной прозрачной упаковке, и из всех видов топлива обладает наименее неприятным запахом. Далее при помощи насоса мы закачали 20 качков воздуха в бутыль, что соответствует рекомендации производителя. Далее прогрели горелку, для чего выпустили небольшое количество бензина на горелку и подожгли. Через 25 секунд горелка заработала, пламя было ровное, четкое, практически без гари. По ощущениям, пламя было мощнее и "крепче", чем при использовании газового баллона. Первый котелок закипел за 6 минут 12 секунд. Этот результат нам не очень понравился, и мы вновь взялись за насос. В этот раз мы сделали 60 качков. Результат: второй котелок вскипел за 4 минуты 30 секунд. В дальнейшем, горелка работала четко, каких либо сбоев не зафиксировано. Всего было закипячено (на одной заправке) 23 литра воды + еще три минуты работы над 24ым литром. Общее время горения составило: 134 минуты 58 секунд. Затем горелка погасла. После сброса давления и открытия, выяснилось, что емкость пуста, точнее в ней не более 10-15 грамм оставшегося топлива. Если время горения горелки, количество вскипяченных котелков и время закипания одного сильно зависят от того, на сколько сильно вы накачиваете баллон, то отсутствие необходимости чистить горелку после более чем двух часов работы на "галоше" - хороший показатель, как для горелки, так и для топлива. Несколько раз горелка выключалась и разогревалась заново, что при использовании "галоши" не составляло труда: ни гари, ни копоти.

Автомобильный бензин. Нами был закуплен "какой-то" 92 бензин. На простой автозаправке без громкого имени. Конечно, этот тест носит достаточно условный характер, так как бензин, везде разный. В "обобщенной Кандалакше" вам может повезти, и вы купите хороший бензин, или не повезти, и бензин достанется вам плохой. Так что к результатам этого теста надо подходить не как к истине в последней инстанции, а как к некоторому ориентиру.

Итак, первое, что бросилось в глаза по сравнению с "галошей" - более длительное время на разогревание. Это явилось для нас неожиданностью, так как я предполагал, что единственным отличием будет образование копоти. Копоть действительно была, впрочем, незначительная. Но время разогрева до стабильной работы составило почти минуту (против 25-35 секунд у "галоши"). И еще около 20 секунд наблюдалась нестабильная работа с периодическим "попыхиванием". Затем пламя стабилизировалось, и горелка заработала без каких либо видимых отличий от работы на "галоше". Видимые отличия появлялись каждый раз, когда необходимо было выключить и включить горелку. Когда горелку выключаешь, обязательно надо снимать котелок! Когда догорают остатки бензина, они немного коптят, и дно котелка покрывается темными разводами. Ничего не попишешь: чем чище топливо, чем меньше в нем примесей, тем спокойнее и чище оно горит. Котелки закипали за те же 5 - 6 минут, что и на "галоше". Другими словами, различия малозаметны, и лежат в области погрешности опытов. Всего мы тестировали горелку на 92 бензине в течение 141 минуты, в разных режимах. Горелка работала ровно. "Попыхивания" для нее были характерны только на стадии разогревания. По окончанию работ в чистке она не нуждалась.

Из других отличий работы на бензине и на газу, можно назвать возможность более тонко регулировать мощность работы на газе.

На смену бензиновому тесту пришел тест на керосине. Где взять керосин в наше время? Бутылку с керосином (400 грамм или 0,5 литра, 17 рублей) я нашел в первом попавшемся строительном магазине. Производитель - "Вершина", та же фирма, что изготавливает бензин "Галоша". Отмечу, что в стандартную бутылку от Primus помещается 530 миллилитров, но мы для опыта взяли 500. Перед сменой топлива (после бензина) горелку мы "просушили", чтобы остатки бензина испарились. Кроме этого, согласно требованиям инструкции заменили форсунку 0.35 на 0.28. Замена форсунки - штатная процедура, занимающая 1-3 минуты в зависимости от вашей сноровки.

Итак, "заряжаем" керосин, нагнетаем давление в баллоне, стравливаем чуть-чуть керосина на горелку для того чтобы ее прогреть, поджигаем и… и убеждаемся в том, что керосин довольно безопасное топливо. Сразу не возгорается при поднесении зажигалки. Собственно это и есть его главное преимущество перед бензином: керосин менее опасен в плане взрывов и пожаров. Вот, керосин загорелся. Даже на глаз заметно, что топливо не такое как бензин. Пламя как бы медленно "облизывает" горелку. Затем поворачиваем рычаг регулировки мощности. Горелка начинает "пыхать", но затем выравнивается и выдает ровное стабильное пламя. Если бы не разогрев горелки (на это ушло почти 1,5 минуты), и если бы наша горелка не потемнела немного от керосиновой копоти, то в этот момент, определить на каком топливе идет работа, уже невозможно. Визуальных отличий нет.

На керосине удалось вскипятить 21 литровый котелок, и еще 3 минуты горелка работала. С учетом того, что было залито 500 мл, получаем очень похожий результат, что и для бензинового теста. Объяснение на поверхности: калорийность топлива близка. Всего горелка на керосине проработала 129 минут 25 секунд. Наиболее заметная разница с бензином - горелка стала более прокопченной.

Солярка. Тест для солярки имеет большее практическое значение. В самом деле, ситуация, когда турист выходит на просеку, на которой работают трактора, или приходит на карьер, где ездят самосвалы, или в поселок лесорубов, кажется довольно вероятной. При этом заправиться соляркой будет просто, а вот бензина может и не оказаться.

Заливаем топливо, начинаем прогрев горелки. На рабочую мощность горелка вышла через 2 минуты 12 секунд. Если при работе горелки на бензине или керосине разницы на глаз не видно, то пламя от солярки немного другое. Оно имеет и другую форму, и другой оттенок. Время закипания котелков не выходило за рамки того, что отмечено для бензина. Те же 4 - 6 минут, в зависимости от давления внутри емкости (конечно, при одинаково открытом вентиле).

После 10 закипяченных котелков мы сделали перерыв в работе горелки, после чего она… не завелась. Стала работать нестабильно, на "рабочий режим" не выходила. Провели чистку - первый котелок после чистки закипел за 4 минуты (очевидно, мы дали больше давления в бутыль). По иронии судьбы самое низкокалорийное топливо позволило вскипятить большее всего котелков, что может свидетельствовать о том, что разница в калорийности топлива ниже погрешности теста, или то, что немного иная структура пламени больше пришлась к душе нашему котелку. Негативным моментом от работы с соляркой стал... котелок. Он стал такой же черный, как после костра. Всего удалось вскипятить 28 (!) котелков воды, и горелка проработала на одной заправке 169 минут 20 секунд. Вот и топливо "последнего выбора"! Впрочем, такой результат, вероятно, связан с тем, что риска на топливной бутылке находится снаружи, и довольно тяжело залить внутрь ровно столько прозрачного топлива, сколько необходимо. Вероятно в данном случае мы залили на десяток грамм больше.

6. Общие выводы.

Горелка Primus MFS 3288 действительно является мультитопливной и работает на различных видах топлива, от солярки до бензина, и от керосина до газа. В случае, когда есть возможность выбирать топливо (вы выезжаете с такой горелкой загород рядом с домом и не ограничены правилами перевозки легковоспламеняющихся веществ), наиболее предпочтительным кажется использование "галоши". Получается "дешево и сердито", с минимумом накипи, хотя и автобензин показал себя с хорошей стороны. Однако "галоша" - определенный стандарт, в то время как бензин может быть плохого качества. Если предполагается необходимость использования горелки внутри палатки, тогда, несомненно, надо использовать газовые баллоны. Отправляясь в дальние странствия, можно вопрос топлива не решать: горелка работает "на чем попало" на солярке, керосине. Единственным отличием является образование копоти, что должно приводить к засорению сопла и необходимости его чистить. Ну и газ, конечно, самое приятное топливо в плане работы с ним.

Заключение. Никто изначально не предполагал, что в процессе теста, наша горелка проработает в общей сложности 11 часов 6 минут и 32 секунды чистого времени, из которых 9 часов 34 минуты 43 секунды на жидком топливе. За это время никаких сбоев в ее работе не было, чистить пришлось один раз при работе горелки на солярке.

Тест был проведен специалистами "Активинфо" при поддержке фирмы "Петропримус", которая представляет продукцию PRIMUS в России. Контактный е-mail primus@mail.wplus.net

<< все тест-драйвы

Магазин Pitermag velo Велотуры и велопоходы
02.09.14
Первый раз в велопоход. Статья о снаряжении для первого похода.
22.06.14
Татонка 10 лет спустя. Тест термоса
22.06.14
Анорак Хибины от "Снаряжения". Обзор
19.05.14
Тест драйв перчаток SealSkinz
16.03.14
Тест драйв водонепроницаемых носков
02.03.14
История бренда Miendel
архив новостей >>
Экстремальный портал VVV.RU
© ФЕДЕРАЦИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
E-mail: ilia.velotur@gmail.com
Создание и поддержка сайта: www.phpbee.org