ActivEinfo. Российский сайт о снаряжении.
Снаряжение > Статьи > Снаряжение в зимнем велопоходе по Арктическому берегу Чукотки
ВелоПитер
Tourism.ru - Самая полная библиотека отчетов по туризму
Сайт о велопутешествиях и велотурах
ВелоПутеводитель
Снаряжение в зимнем велопоходе по Арктическому берегу Чукотки

<< все статьи

Снаряжение в зимнем велопоходе по Арктическому берегу Чукотки.

Илья Гуревич, Дмитрий Кимбер, Михаил Каменцев

Валькаркай

Эти строки мы начинаем писать 20 апреля на полярной станции Валькаркай, где мы злоупотребляем гостеприимством метеорологов, по причине "так себе" погоды. На улице минус 6, солнце. И это вроде не плохо. Однако ветер 20 метров в секунду удерживает нас от выхода на завершение маршрута. А маршрут у нас был (и есть - впереди еще чуть менее 80 км пути) такой: Биллингс - Валькаркай - Певек. И, несмотря на то, что впереди еще предстоит нам покататься, я попробую подвести итоги использования нашей экипировки. Передать опыт, так сказать, для будущих поколений покорителей замерзших Арктических морей. Что было хорошо, и что - плохо.

Начнем с главного - велосипеды типа ФАТ байк. Надо сказать, что, видимо, на велосипедах МТБ, делать в этих краях совершенно нечего. Район засушливый, снега мало, но того что есть, вполне себе хватает для того, чтобы велосипеды на обычных колесах мало где могли пройти. ФАТ байки же у нас с двумя вариантами резины. Одна 3,7-3,8 дюйма, другая, и это, видимо, самый правильный вариант, 4,7-4,8 дюйма идут много где. Количество осадков тут падает от Биллингса к Певеку. У Биллингса мы ездили по довольно твердому насту, что вряд-ли удалось бы на тонких колесах. И на ФАТбайке-то, тоже, прямо скажем, были участки пути, где не ехалось. Но в целом, тащить велосипеды на себе приходилось менее 20% пути вначале, и порядка 5-7% пути перед Валькаркаем. Это хороший результат, и достигнут он был за счет использования этого класса техники. Средняя скорость движения составляла от 5,5 км в час, до 9,5 км в час. Сами понимаете, что на нашем пути не было пока ни одного метра дороги. Только льды Восточно-Сибирского моря, тундры берега, или галечные пляжи засыпанные небольшим слоем снега. Особая статья - езда по торосам. Ты едешь по ледовым полям, ища проезжаемые перемычки в торосах, чтобы проехать очередной торос не слезая с велосипеда. Понятно, что иногда движение идет в режиме 200 метров проехал, 5 метров перетащил велосипед через торос. И, тем не менее, это было довольно эффективно, так как скорость пешком у нас варьировалась от 1300 метров в час на полуострове Ачим, до 4х км в час на хороших участках.

Что было не вполне удачно с велосипедами, о чем можно уже судить, еще не дойдя до Певека? В качестве первой проблемы я бы выделил протектор на заднем колесе. Этому протектору явно не хватало "гребучести". Посему, когда мы въезжали на торос, который был подсыпан снегом, то довольно часто заднее колесо уходило в срыв, и вместо того, чтобы толкать велосипед, проворачивалось. Это, конечно, ставило крест на попытке ездить по крутым льдинам. Крайне редко колесо после срыва в проворот, можно было вернуть к поступательному движению. Чаще приходилось слезать с велосипеда. При этом, делать это приходилось, разумеется, в самый неподходящий момент, на наклонной льдине, или на склоне надува.

Второе, чтобы я отметил, это насос. Для шин такого большого размера, конечно, надо бы использовать более большие насосы. Один насос у нас совсем маленький, резервный (SKS DIAGO) и надо сделать движений 200, чтобы немного поддуть шину. Объем то ее весьма большой! Другой насос, основной, Giyo GM-61, среднего размера, но с ним в первый же день произошла неприятность. На морозе -30 развалилась пластиковая гайка, удерживающая резинку, обжимающую ниппель. Теперь эта резинка хранится отдельно от насоса и надо приобрести сноровку, чтобы не выронить ее в снег при подкачке колес. Вообще, главный тезис этого похода: обычные вещи, не имеющие «морозной специализации», работают на морозе плохо. Надо этот вопрос учесть, может быть поискать какие-то насосы ножные и с металлическими деталями. Тут в ФАТ байке есть такой фокус, что его проходимость сильно зависит от количества атмосфер в камере. Если едешь по твердому, то можно поддать до 2,5 атмосфер и более (на покрышке доп. давление указано 3 атм). Но если едешь по снегам и торосам, то на таком давлении ловить нечего. Сбрасываешь давление и едешь. А потом надо опять давление поднимать. Это, конечно, суета. С карманным насосом тут не удобно.

Перед поездкой в эти края я хотел снять с велосипеда один из тормозов. Облегчить велосипед, да и просто на скоростях ФАТ байка иметь два тормоза - это гусарство. Хотя пару раз тут удавалось неплохо съездить по насту вниз с берега к морю. Может быть километров до 20-25 в час я разгонялся на коротком участке. Если снимать, то, все-таки, передний тормоз. Задний надо оставлять. Одного тормоза на велосипед при таких скоростях вполне достаточно. На моем велосипеде стоят ВВ7 механические тормоза. Передний (более эффективный) не нужен. Подтормаживать на скоростях до 25 км в час на ледяном склоне безопаснее задним. Тем более, что оно догружено велосипедным рюкзаком.

Теперь от велосипеда перейдем к снаряжению.

СнаряжениеЧтобы разгрузить велосипеды мы использовали рюкзаки ТРЕК-65 (65 литров вместимости) и санки волокуши 50 и 70 литров. Схема зарекомендовала себя довольно удачной, хотя санки-волокуши временами добавляли нам острых ощущений. Они буксируются за велосипедом по снегу на гибкой веревке. Соответственно, когда вы проезжаете в узкостях, они могут в узкостях и не проехать. А если вы едете по высокому надуву, то эти санки могут соскользнуть вниз и попытаться сдернуть ваше заднее колесо с надува. Я разок таким образом упал, и после этого стал внимательно следить и рассчитывать возможную траекторию движения санок. Другая проблема оказалась с тем, что санки производства Терры оказались немного гниловаты. То есть, одни санки, видимо, где-то долго валялись у производителя, или он сэкономил на нитках и материалах. Уже на второй день санки зацепились за торчащую из снега корягу и крепление пулей отлетело от них! Скорость была в этот момент порядка 5,5 км в час. Нитки то ли были слабыми, то-ли где то сгнили при хранении. Я перецепил веревку за металлические ушки, и проехал в таком виде метров 300 - ушки разогнулись. Тогда я привязал санки за стропы и проехал так 6 дней, потом стропа лопнула. Перевернул санки привязал за другие стропы. И тут на Валькаркае в ожидании погоды Дима Кимбер пришил крепление на старое место. Надеюсь до Певека доеду. Тут ведь какая штука, санки хоть и гнилые, но спроектированы правильно. Когда тянешь их как полагается, то они едут хорошо, препятствия обтекают. А когда привязываешь их не штатно, то получается так, что санки за все цепляются, а где более менее глубокий снег, так они идут как бульдозер. Скорости это, сами понимаете, не добавляет. Кроме этого набить их до состояния барабана, как они должны быть набиты, не удавалось. Ну и, во время пурги в любую щель забивается снег, в том числе и в небольшую ранку в санках. А ранок теза получила много. Словом, конструкция правильная, идея правильная, а вот реализация - отстой. Правда, замечу, что вторые санки что куплены были к этому походу и едут за Димой Кимбером, не порвались и едут нормально. Думая о будущем, видимо надо продумывать санки, которые можно каким то образом быстро крепить на рюкзаки, и снимать. Иногда приходится ехать по камням, которые уже протаяли от весеннего солнца. Сейчас мы пытаемся объезжать такие участки по снегу, но в принципе, можно было бы и шпарить прямо по камням, если не надо при этом тащить санки. Еще идея — делать не санки-волокуши, а прицеп на колесе на металлической штанге. Но тут другие вопросы: вес.

Для смазки велосипедов использовалась смазка Нанопротек, которая зарекомендовала себя лучшим образом. Конечно, мы ехали по сверкающему льду, и белоснежному снегу, который никто не посыпал реагентами и прочей дрянью. И, тем не менее, вода есть вода. К концу похода снег попадавший на велосипеды активно таял. Да и просто снег набрасывался на цепь, на другие части. Переключатели были обработаны один раз, цепь - дважды. Никакой видимости ржавчины. Отлично все работало.

По поводу рюкзака. Трек 65 - рюкзак правильного объема для такого путешествия. Вместе с волокушами у меня получается 135 литров объема. Это более чем достаточно для похода, автономность которого была рассчитана на 13 дней. С другой стороны, все-таки для походов такого класса, было бы правильнее использовать конструкцию Трек-90 с плавающим карманом сверху. Кроме этого на морозах, а в первые ночи морозы были около 30 градусов, фурнитура ведет себя не очень. Ломается. От собачек на молниях отлетает металлический хлястик, потом пользоваться не удобно. Да и вообще на холоде молниями на рюкзаках пользоваться не так удобно, чем затяжками, или фастексами, например.

ПалаткаИдем далее. Палатка. В этот раз мы использовали палатку "Титан" от "Снаряжения". И это был не верный выбор. Не сомневаюсь, что производитель в будущем доведет палатку до ума, но пока она довольно сырая. Во-первых в ней один маленький тамбур. Это не очень удобно. Если плохая погода, готовим в тамбуре. Там же складываем продукты, чтобы за ними не выходить каждый раз. В итоге, если уж зашел, так зашел. Пока готовка не закончится не выйти. В прошлые разы мы использовали палатки другого производителя с двумя тамбурами. И это было намного удобнее. Кроме того, размер тамбура у Титана маловат. Сама конструкция же понравилась тем, что оттяжки (основные) крепятся не к тенту, а к силовому каркасу, и потом, через карман в тенте выводятся наружу, и далее крепятся к колышкам. Вместо колышков мы использовали альпинистские титановые буры. Еще из минусов - карман для дуги тента очень мал. На морозе, не снимая перчаток, попасть в него дугой было сложно. Это явно минус. И, главное, не ясно ради чего так сделано. Также дуга (по середине палатки) идет в ловители, которые располагаются под юбкой. Мы ножом проделали отверстия в юбке и крепили дугу не задирая юбку. Итак при метели у нас весь тамбур и бока были засыпаны спрессовавшимся снегом. Сами лохи, конечно, южак не ждали, юбку не прижали. В принципе, это можно и оставить, так как проблема не особо большая.

Горелки. У нас было две горелки производства Примуса (EtaPower, совершенно новая, и повидавшая виды Omnifuel), и котлы, в том числе котел, на дне которого нагорожена конструкция, которая по мнению ее создателей экономит топливо и ускоряет процесс закипания воды. Чистая правда. Это приспособление (теплообменник) очень понравилось. У нас были и простые котлы, без изысков, и мы сразу перешли на такой режим готовки: в котле с теплообменником топили снег и доводили до кипения воду, а потом в обычном котле уже доваривали пищу. Несколько менее понравились сами горелки, которые засорялись местным бензином. Понятно, что бензин тут не "галоша". В Биллингсе мы купили 6 литров 80-ого бензина, подозрительно черного цвета. И горелки постоянно забивались. Горелка EtaPower, в комплект к которой и входила кастрюля с теплообменником, через неделю потеряла мощность, а затем и вовсе вышла из строя, а ремонт ее невозможен вне слесарной мастерской. Конструкция непригодна к использованию с бензинами, встречающимися на российском севере, хотя ветрозащита, удобство использования и экономичность замечательные. Разумеется, наш старый добрый Омнифюел тоже засорился. Но, будучи более старым, он оказался и более ремонтопригодным. Ведь наш «прогресс цивилизации», похоже настроен на то, что нечто, что вышло из строя, надо просто выбросить, и купить новое. Не всегда это возможно.

Видео в этом походе мы снимали на Экшен-камеру Contour+2. Полный тест драйв можно прочитать вот в этой статье http://activeinfo.ru/testdrive/contour/

GPS-модуль я не использовал для экономии батареи, внешний микрофон тоже не подключал: он сделан отдельно, вставляется в гнездо, и либо потеряется при езде, либо на его подключение тратится много времени. Камера удобной формы, хорошо видно состояние памяти и аккумуляторов, индикатор включенной записи виден даже на ярком солнце. На -30 аккумулятора хватает не более чем на 10 минут, но конструкция камеры позволяет на ходу вынуть его и погреть за пазухой. Камеру я закрепил на рулевом стакане рамы фатбайка. Камера исправно работала всю дорогу, тогда как у фотоаппаратов в самые морозные дни отказывал автофокус. Качество картинки меня более чем удовлетворило.

Одежда от Satila. Вся хорошая. Курточка полартековая с мембраной е-вент не продувается, дышит и легко очищается от снега. Термобельё «Кинетическое» http://satila.ru/catalogu.html удобное, сохнет быстро, к телу стало намного приятнее, чем то, что было у нас в прошлый раз от того же производителя. Носкость его увеличилось. Кинетическое белье 2007 года образца нами было ухожено практически за один поход. Это тоже не похоже на то, что можно завещать внукам, но еще одну зиму прокататься в нем не проблема. Из пожеланий к нему разве что сделать более высокий воротник. Шапки — это действительно шедевр. Теплые, дышащие, легкие. И спать в них, и идти, и ехать. Одно, пожалуй, «но»: теплые слишком. Когда солнце уже сильно пригревало, то в них было жарковато. В этот раз с нами были шапки Orsa, которые можно посмотреть на сайте производителя http://satila.ru/catalogu.html

Вначале были претензии к перчаткам, швы в месте усиления у большого пальца на ладони давили, когда я держал руль велосипеда. Но на второй день перчатки обмялись и я в них ехал все время, пока, к великому сожалению, не потерял на полуострове Аачим. Носки у нас были трех вариантов. Самые «особенные» - модель «носки компрессионные». Вернувшись с похода они были опробованы в бреветах на 200 км, и заслужили хорошую оценку. В рамках похода, заметить, что они чем то особо выделялись было сложновато. Такого ощущения не осталось. Другие модели носков (у нас были Brota и Alba), посмотреть можно тут http://satila.ru/catalogu.html мне очень понравились. Ноские, хорошо сидящие. Есть ощущение, что немного подсушивающие ногу. Но это могу и присочинить. Но ноге в них было комфортно. Одни более плотные, другие менее плотные. Можно одевать по погоде.

Что не очень понравилось, это ботинки Сэтила. Модель Berget http://satila.ru/catalogu.html Это, пожалуй, единственный элемент снаряжения от этого производителя, над использованием которого надо подумать. Вернее, для меня и думать нечего, ботинки красивые, с отличной подошвой, теплые и немного дышащие. Для зимнего города — самое оно. В походе зарекомендовали себя не очень. Поломался один крючок для шнурков, к ноге на голени прилегали не так, как хотелось бы. Словом, поменял на резервные ботинки. Scarpa. Модель уже и не вспомнить, но тоже мне не нравятся. Может с возрастом просто характер портится: и то не се, и это не так.

Вот еще одна вещь, о которой слова плохого сказать не могу, так это спальник. Выбрал и купил перед походом пуховый спальник фирмы «Снаряжение». Гоби Элит 1300. Последнее относится к весу пуха. 1300 грамм. Очень неплохо. Рад бы гадость написать, рука не поднимается. Рекомендую. И теплый и удобный и на мои габариты (187 рост 110 вес) налезающий. И кармашек и кулиска, словом — отлично!

Бахилы и гамаши. Вот тут я допустил заметный косяк. Надо было мне взять и бахилы, и гамаши. Или, на худой конец, гамаши. А я взял — бахилы. Слов нет — хорошие бахилы, производства фирмы «Снаряжение». Отличные. Носил ежедневно, каждый день. И именно в этом была моя промашка. Я предполагал, что будут одевать бахилы в случае глубоких снегов. А в остальное время ехать без бахил. Не вышло. Режим движения был такой, что постоянно нужно было слезать с велосипеда, немного идти, потом обратно садится на велосипед и ехать. Без бахил было плохо. Один раз попробовав, я перестал снимать бахилы вообще. Проваливаешься под наст, и там рыхлый снег. Тянешь ногу наверх. В сочленении брюки-ботинки возникает бардак. Словом, бахилы не снимал. Но удобнее было бы взять гамаши, которые не закрывают подошву. Все таки протектор у калош — это совсем не то же самое, что протектор у треккинговых ботинок. При хождении по льду было не очень удобно. Хотя я был единственным человеком в этом походе, у кого не было никаких проблем с влажными ногами. Хотя я и был близок к влаге. На третий день я провалился к моржам собачьим между двух льдин, но на мое счастье, до воды не долетел. Льдины вздымались над водой образуя, как-бы, букву л, по макушке которой я и шел. Пока не провалился. Но, так как до воды не долетел, то и ноги остались сухими.

Спутниковый телефон Iridium. в отличии от применяемого в 2007 году на Карском море телефона системы GlobalStar, уверенно ловил сигнал на протяжении всего похода, часто и в избушках. СМС доставлялись, хотя похоже были некоторые проблемы с оперативностью. Для посылки смс на этот телефон с большой земли использовался сайт Иридиума, смс доставлялись. Но, похоже, не сразу. С качеством голосовой связи наблюдаются проблемы, но это требует проверки, так как (от жадности) использовали мало. Вывод: телефон подходит для полярных широт как средство передачи сообщений и средство экстренной связи. В прошлом походе за две недели использования Глобалстара, нам удалось отправить СМС. Или две. Уже не вспомнить точно. А о разговоре по телефону не могло быть и речи.

Батарейки Energizer ultimate lithium AA. Являются самыми мощными (правда и дорогими) батарейками этого типоразмера, однако самым важным свойством является способность работы при низких температурах без падения мощности. Примерное время работы GPS Garmin GPSMAP 62s c этими батарейками составляет 22-25 часов и это при температуре до -25. Великолепный результат. Ведь 22-25 часов, это как минимум три ходовых дня!

Фотоаппарат. В походе 2007 года мы использовали Pentax Optio w10, и он зарекомендовал себя отлично. Несмотря на наличие зеркалок, именно с этого аппарата получились лучшие фото. В этом году приобрели его новый релиз. И «шокпруф» тебе, и «ватерпруф», и это еще не все. И «колдпруф» и «крашпруф» — это все написано на корпусе. Но довольным я не остался. Во-первых, фотоаппарат был в ярко красном корпусе. Не уверен, что это хорошо, когда кругом местные жители. И так ты смотришься только что прибывшим с Марса, а тут еще фотоаппарат в ярком корпусе. Да и есть ощущение, что и оптика стала немного не та. Хотя опять же, вопрос требует дальнейшего исследования, но старый Pentax я решил не торопиться выбрасывать.

Илья Гуревич, (с) 2013.

Вы можете зайти к нам в "обмен опытом", http://www.activeinfo.ru/ и посмотреть отзывы туристов на используемые ими модели.

<< все статьи

Магазин Pitermag velo Велотуры и велопоходы
02.09.14
Первый раз в велопоход. Статья о снаряжении для первого похода.
22.06.14
Татонка 10 лет спустя. Тест термоса
22.06.14
Анорак Хибины от "Снаряжения". Обзор
19.05.14
Тест драйв перчаток SealSkinz
16.03.14
Тест драйв водонепроницаемых носков
02.03.14
История бренда Miendel
архив новостей >>
Экстремальный портал VVV.RU
© ФЕДЕРАЦИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
E-mail: ilia.velotur@gmail.com
Создание и поддержка сайта: www.phpbee.org